Как я арендовал первый офис!
В данной статье я расскажу, как арендовал свой первый офис. Но в первую очередь хочу тебе сделать классный подарок – это практическая книга по эзотерике, она называется “Чакры человека.” Ты поймешь с ее помощью, как очистить чакры, открыть их, проверить, нет ли там подключений, как их прокачать. Чтобы получить книгу, пройди по ссылке под моим видео, оставь свою почту. На нее придет письмо с доступом к Яндекс.Диску, Там перейди в раздел “Книги”, дальше в раздел “Эзотерика” и скачай книгу, которая называется “Чакры человека.” У меня был интересный новый опыт, потому что до этого я арендовал не офисы, а отдельные комнаты в коворкингах по Москве. Что намного проще, меньше юридических обязанностей. Потому что там есть комната, какое-то количество столов. Ты минимально за эту территорию отвечаешь. Просто ежемесячно денежку платишь, и больше от тебя ничего не требуется. Инфраструктура, вопросы пожарной безопасности, интернет, чай, кофе, вода, уборка, обслуживание этой территории автоматически включены. Чаще всего в коворкинге есть кухня, где можешь что-то приготовить либо разогреть. Либо там даже кормят завтраками. Сейчас в коворкингах есть компьютерные приставки, телевизоры. То есть чтобы поработать и развлечься. Я решил арендовать свой первый офис и посмотреть, что это такое, чтобы с этим столкнуться. Потому что до ковидной пандемия, я все время арендовал комнаты в коворкингах и там работал. Когда начался ковид, то прекратил это делать. Тогда всех сажали по домам.
Пора возвращаться к нормальной деятельности. Пересмотрел три офиса, которые были на определенной территории. Один больше всего понравился. Офис достаточно чистый, категории “Б”, вход по карточкам. Есть там столовая, где покушать. То есть все на хорошем уровне. Помещение я выбрал 39 квадратных метров. Мне его показали, все понравилось. Сказал, чтобы присылали мне шаблон договора. Я его прочитаю, и мы подпишем. 2 марта у нас была встреча, и с 1 апреля я готов заехать, потому что меня устраивает, если все нормально по договору. Они попросили некоторую предоплату, чтобы поставить на бронь это помещение, сняли его с рекламной позиции. Вечером денежку им отправил. Жду, тишина. Нет договора. Начал их пинать. Присылают договор. Точнее шаблон, не полностью заполненный договор. По-хорошему должен быть договор. По нему ряд вопросов возникло. Но они не заполнили до конца, чтобы мы могли сразу подписать. Это затянулось, я был делами занят. Они не присылают его заполненным. Остается неделя до 1 апреля. Я им говорю, что осталась неделя. Срочно заполняйте полностью договор и присылайте мне в том виде, в котором я его буду подписывать. Еще раз внимательно прочитаю. Тогда встретимся, на днях подписываем. 1 апреля получу доступ в офис и могу закупать, что мне надо. На следующий день мне присылают с утра заполненный договор. Его открываю и смотрю, что цифра другая по оплате за месяц. Это неправильно, потому что в рекламе была не та цифра, и когда мы обсуждали на встрече. Я посмотрел помещение, потом пришел к управляющей здания бизнес центра и спросил: «Есть ли еще какие-то доплаты по деньгам?» Она сказала, что какая была указана в рекламе стоимость в месяц, столько я буду платить. Есть еще отдельно за уборку 130 рублей за квадратный метр. Пять раз в неделю приходит уборщица. И плюс за интернет. Дала список провайдеров, которые этим занимаются. Им надо платить за услуги связи. А в договоре цена взлетела на 8,5%. Меня сразу перещелкнуло, потому что сначала мы договорились об одной цене, но на словах, а нам надо подписывать договор. Остается неделя, чтобы все согласовать и с апреля стартовать, и вдруг на 8,5% повышается стоимость. Это первый момент, который меня сразу зацепил в договоре, что что-то идет не так.
Второй момент – я читаю договор. Обычно аренда офисов делается на 11 месяцев, чтобы не регистрировать этот договор. Раз в 11 месяцев он продляется, а там стоит срок на 3 месяца. Значит через 3 месяца планируется еще повышение цены, раз они так написали. Там было, что договор действует до 20 июля. Это говорит о том, что будет пересмотр каких-то моментов. Скорее всего повышение цены через 3 месяца. Меня эти два момента зацепили. Сразу я нашел риэлтора по коммерческой недвижимости и юриста, отправил им этот договор, попросил его посмотреть. Тем более управляющий мне звонит и спрашивает, когда я приду подписывать договор. Я ответил, что отправил его юристу и риэлтору по коммерческой недвижимости, чтобы они его изучили. Какие возникнут вопросы, тогда обсудим. После этого она кардинально изменилась и сказала, раз я не готов подписывать, то тогда отправляет в рекламу это помещение, и они будут показывать его другим желающим. Я ответил, что это их право. Когда юрист все посмотрел, то целую пачку выкатил, на что надо обратить внимание. Меня в первую очередь резануло два момента, что что-то не так в этом договоре даже при обычном прочтении. Я не юрист, не имею юридического образования. Юрист показал, на что обращать внимание в договорах по аренде офиса. В первую очередь – это вопросы пожарной безопасности. В данном случае они полностью спихивают их на того, кто арендует помещение. Но когда я арендую помещение, то не смогу проложить пожарную сигнализацию по этому зданию. У меня нет доступа, прав. Как я могу решить, какая тут схема эвакуации, когда не мое здание. То есть много таких моментов.
Целый ряд пунктов, которые противоречат Гражданскому кодексу. Был пункт в договоре, согласно которому, если я где-то чуть-чуть не доплатил, то они имеют право ограничить доступ в это помещение, изъять мое имущество и распоряжаться им на свое усмотрение. Этого делать никто не может. Только полиция может арестовать любое имущество, по каким-то причинам его продавать, использовать. То есть они вписали в договор дополнительный пункт, согласно которому могут изымать мое имущество, которое там будет, техника, столы, стулья и прочее оборудование. Там было много таких странных пунктов. Был вписан пункт, согласно которому этот договор возводится на уровень гостайны. Его нельзя показывать третьим лицам. Это говорит о том, что я не имею права его показать юристу или кому-то ещё. Поэтому договора читайте внимательно. Если что-то коробит, шероховатость какая-то появляется при начальном контакте в любом деле, то надо внимательно всё изучать. Если ты не специалист – надо звать специалиста. В этом я убедился, когда делал ремонт в квартире. Вызывал отдельных специалистов, чтобы перепроверить тех, которые делают. То есть в чём я не разбирался, не знал, как проверить, правильно ли установлены окна, по всем ли нормам. Я же не специалист по установке окон. Например, как уложить паркет, по какой технологии, чтобы не потерять там много денег? То же с офисом. Потому что я никогда не изучал внимательно эти договора, не знаю нюансы, подводные камни. На самом деле рад, что мне показали этот опыт. Я отказался от подписания договора на аренду офиса, потому что цену изменили.
Во-вторых, там много моментов, которые надо было обсуждать. Я перешел после этого в письменный формат общения с ними, а не в устный. Раз в устном они врут, надо всё письменно фиксировать. Я написал, что либо первый вариант, когда начальная залоговая сумма внесена, либо возвращаете назад аванс, если не готовы к переговорам по договору. Либо давайте встречаться и обсуждать основные пункты положения, что будем менять по договору, что убирать, переписывать. Они отказались на следующий день, сказали, что сдали это помещение, и мне не смогут его сдать. Существуют в в бизнесе такие вежливые форматы отказов, хотя всё понятно. Опыт интересный. Я понял, как проверяются эти договора, на что надо обращать внимание. Мне объяснили, что норма для рынка, а что не норма по аренде офисов, потому что важно понимать, какие нюансы сейчас на рынке Москвы, а чего в договоре быть не должно. По договорам аренды всегда надо сразу привлекать юриста, прежде чем что-то делать. Даже если понравилось помещение, то нужен полностью заполненный договор к подписанию, который надо отправлять юристу. Только после этого смотреть, что вы будете корректировать по договору, прежде чем на него соглашаться. Потому что часто люди не понимают, что по этим бумагам они берут конкретные обязательства на себя. Если подпишешь невыгодные для себя условия, просто попадешь в большие проблемы. Потому что у той стороны есть огромные рычаги влияния на тебя, а у тебя на них нет. Так было в договоре. С моей стороны нет ни одного рычага влияния на контроль качества их работы, оказания услуги, предоставления офиса, а у них много всяких рычагов, вплоть до изъятия имущества.
Второй важный аспект, который я понял, Если бы у меня было там сотня сотрудников, много оборудования, которые надо перевозить, а осталась неделя, а они выкатывают резкую смену этих условий, то это плохо. Получается, что надо заранее смотреть, согласовывать, подписывать договор, чтобы был хороший запас времени для переезда. Если надо было целый офис перевозить, то это много работы. За неделю новый офис найти, подписать – тяжелая задача. Одна из важнейших задач любого собственника бизнеса – это обеспечить офис, чтобы он нормально работал. На другого человека ты не можешь передать эту функцию, даже личному помощнику или своему юристу, генеральному директору. У них нет такой ответственности за это по деньгам. Владелец бизнеса, если неправильно подпишет договор плохой в его сторону, то он попадает на крупные суммы. Так я вынес 2 классных урока из этого опыта. Поэтому рекомендую, если во что-то попадаешь новое, о чём не знаешь, не понимаешь в этой теме, то обязательно найди специалиста, который это посмотрит, проверит и скажет тебе, что нормально, а что ненормально. Зови его на переговоры, встречи.