Как наемному сотруднику получить повышение на работе

Как наемному сотруднику получить повышение на работеСледующий момент касается наемных сотрудников. Сейчас происходит сокращение штата сотрудников в коммерческих и в государственных структурах. Будут там оптимизировать фонд оплаты труда. Потому что на это самая большая доля затрат. Твоя задача — это не попасть под раздачу. Причем, каждый год будут эти циклы проходить, все больше штат оптимизировать. Если есть дублирующие функции, будут загонять их в единые департаменты. Низы будут увольнять, многие руководители, директора будут сливаться в единые структуры, терять свои должности — это минус. Это как оскорбление будет восприниматься сотрудниками. Как защитить себя, свое рабочее место? На самом деле просто. Есть три типа сотрудников. Первый тип — это совсем отстающие. Их 10% и меньше. Это единицы, которые практически не справляются со своими задачами, просто отсиживаются, то есть не способны трудиться. Другой пласт крупный, порядка 80%. Это обычный средний сотрудник. Его наняли на какие-то задачи, он формально их выполняет. Ему ничего не интересно, нет мотивации. В его представлении – это чтобы лучше его не трогали, но деньги платили, потому что он пришел с утра на работу, поднялся с кровати теплой, отсидел сколько надо, по звонку ушел в 6 часов вечера домой. Он никому ничего не должен. Главное, чтобы зарплата вовремя была перечислена, остальное ему не интересно. Так живет основная массовка. Есть 10% или чуть меньше сотрудников, которые замотивированы, хотят двигаться вперед. На них держится любая структура, компания как маленькая, так и крупная. Всегда есть эти люди, которых можно по пальцам перечесть. Если их не будет, компания какое-то время поработает, но потом будет приходить в упадок. Какая основная проблема, когда идут сокращения? Во-первых, самые низы сокращают, если они не по связям поставлены, не родственники кому-то. Дальше начинают вычищать в произвольном порядке эти 80%. Самых активных, 10% лучших сотрудников всегда оставляют. Если сокращения, кризисы, крупные реструктуризации, проблемы с деньгами у компании, этих людей не будут увольнять, заинтересованы оставить. У них всегда будут лучшие финансовые условия. Если всем премии порежут, у них они останутся. Если всем оклады уменьшат, то у них все равно будет больше оклад. То есть тебе надо перейти в эту категорию людей, чтобы быть востребованным. Это сделать намного проще, чем может показаться. На что надо обратить внимание? Во-первых, от тебя должна быть реальная польза для компании и для начальства — это разные понятия. Есть интересы компании внутри структуры, есть интересы того человека, в подчинении которого напрямую ты находишься. Особенно, если это какая-то крупная структура, где сотни, тысячи сотрудников.

То есть цель компании, на которую все трудятся, больше как миссия выглядит. Особенно в крупных структурах она обезличена, без показателей. Есть интересы начальства. С одной стороны, они объединяют какие-то показатели от компании, которые они выполняют и отслеживают, за что с них спросят. С другой стороны — есть какие-то дополнительные внутренние требования у руководителя персональные — это что надо учитывать в обязательном порядке, его интересы, взгляды. Интересы внутри компании, если идет перепалка с другими департаментами — это первое. Второй момент — это постоянная конкуренция в окружении. Допустим, ты работаешь менеджером. В подразделении много, таких, как ты. Допустим 10 или 20 человек и один начальник. У тебя конкуренция с твоими сотрудниками подразделения. Ты не конкурируешь со всей компанией, со всем рынком рабочей силы. В первую очередь с теми людьми, которые находятся в твоем подразделении. То есть тебе, чтобы попасть в 10% лучших сотрудников, которых всегда защищают, холят и лелеют, надо просто переплюнуть людей, с которыми ты сидишь. То есть у тебя скрытая конкуренция, не прямая, иначе конфликт начнется. Ни в коем случае нельзя на словах это озвучивать. У тебя конкуренция постоянно с теми людьми, которые сидят рядом с тобой. Если возникает новая вакансия, то сразу вопрос, кого поставить. Как выделиться? Просто надо выделиться в глазах начальства. Либо ты с этим коллективом, с низами, либо с верхами. Одновременно на двух стульях усидеть не получится. Низы сами по себе. Они не любят начальника своего прямого и остальное начальство. Хорошо для них, когда начальник не бывает в офисе, уехал в командировку, в отпуск, на больничном. Тогда все расслаблены, пораньше уходят с работы. Если есть электронные карточные системы учета времени, они прикрывают друг друга, оставляют карточки. Я много раз это видел. Доходило до того, что сотрудник приходил на работу в конце рабочего дня только отметиться, потому что нет начальника. Либо пластиковую карту оставлял в офисе, говорил другому сотруднику, чтобы он за него пробил вечером этой картой, а он на работе появляться не будет.

Тебе можно выделяться за счет внешнего вида, корпоративного стиля. То есть одеваться лучше, не как все. Если в офисе все ходят в футболках, кофтах, джинсах, достаточно одеть костюм. Твоя задача – это выделиться по сравнению с теми, с кем ты конкурируешь, с сотрудниками, низами. В то же время выглядеть так, чтобы был похожим на одного из начальников. В компаниях эта разница заметна. Если простая коммерческая структура, то низы ходят в джинсах, кроссовках, кофтах. Имеют неряшливый внешний вид, а руководство в костюмах. Если серьезнее структуры, то низы ходят в костюмах, но они простые, дешевые, а у начальства дорогие костюмы, рубашки, аксессуары дорогие. Если поставить рядом наемного сотрудника в костюме и директора, то будет видно, кто из них кто по внешнему виду, как он причесан. По загару или по мелким деталям будет заметно, кто он такой. Надо внешне так выглядеть, что ты из их коллектива. На тебя быстро обратят внимание. Если ты, как все, ходишь неряшливый в потертой кофте, кроссовках, то ты для них будешь на одно лицо. Они своих сотрудников не знают и знать не хотят. Если в коридоре будешь проходить мимо начальства, то они будут обращать на тебя внимание по внешнему виду, даже если не понимают, что за сотрудник, не знают, как его зовут.

Если начальство одевается неформально? Ты не путай владельца и начальство — это разные люди. Владелец может себе позволить хоть в шортах ходить по офису. Он имеет на это право, а руководители, директора, топ-менеджмент при костюмах, часто при галстуках. Это разные пласты. Мы говорим про наемный пласт, а это владельцы. Как правило, они никогда не одевают костюмы. Надо одеваться, если ты наемный сотрудник, как твое руководство, топ-менеджмент, чтобы ты был такой, как они.

Второй момент, на который обращает внимание руководство. Это нигде не озвучивается, но на это всегда обращается внимание. Наемный человек пришел на работу в 9 утра, в 6 вечера ушел с работы. Называется, за что заплатили, столько я и наработал. Руководство отвечает за выполнение плана, какие-то результаты. Поэтому у него график гибкий, часто может задерживаться в офисе. Если руководство приходит раньше или уходит позже, то тебе надо также сделать. Если будешь уходить с работы на полчаса позже, чем остальные сотрудники, на это будут обращать внимание твои руководители. Бывают случаи, когда кто-то из сотрудников может понадобиться. Начальник заходит в помещение, а все разбежались, ты один сидишь, что-то делаешь. Это сразу отмечается.

Потому что за эти полчаса можно составить план, подбить дела, сделать план на завтра. Тебя начнут замечать. То есть человек задерживается на работе, ему можно больше доверять. Следующий важный момент — это надо понять, за что отвечает конкретно твой руководитель, за какие показатели, цифры, что с него спрашивают, с какой периодичностью. В любой компании, чем она крупнее, тем больше бумажной волокиты, лишней переписки, бюрократии, чем реального дела. Там один час работы, которая идет на выполнение плана, деньги приносит компании, а все остальное время человек либо ерундой занимается, либо делами непонятными, просто чтобы его занять. Твоя задача — это узнать у начальника, какие параметры спрашивают выше, какие показатели. Надо детально знать и понимать, за что отвечает твой руководитель. Если сможешь ему помочь это усилить, либо взять на себя контроль каких-то параметров, будет тебе сильный плюс. То есть любой, даже небольшой руководитель подразделения имеет свои КИПиА, какие-то параметры, за которые он отчитывается перед вышестоящими директорами. У руководителя департамента много показателей, успевай выполнять. Надо уточнить на планерке, совещании, либо один-на-один, над какими показателями работаете, что для компании даете, как оно измеряется, как можем это усилить, на что направить свои силы. Есть много мелочевки, а есть вещи, на которых, если сделать упор хотя бы один-два часа в день, параметры существенно взлетят, все будут в выгоде. Начальник будет выполнять свой план, получать премию, у него жизнь легче станет — это замечательно. То есть какие-то моменты надо брать на себя, дела этого начальника. То есть ты практически становишься его замом в отличии от остальных наемных сотрудников. Должность у тебя от этого не меняется, надпись на визитке. То есть негласно получаешь должность и опыт.

Важный момент для наемного сотрудника — это накапливать опыт. Не просто отсиживать свое время и требовать зарплату, премии. Если пойдешь дальше внутри компании, либо на другую компанию начнешь работать, то тебя спросят про опыт. Что ты умеешь, что делал, за что отвечал? Когда тебе надо сделать резюме и отправить на новую вакансию, ты в нем начинаешь писать всякую ерунду, выдумки. При обычном общении HR сразу поймет, что там ерунда написана. Либо тебя палит руководитель, с кем ты мог бы работать, если бы не соврал в резюме. Поэтому часто отказывают, потому что большая часть резюме написано с такими сказками, при общении становится видно, что человек в реальности этого не делал. Просто приписал себе эту заслугу. Кто-то другой выполнял это внутри компании, он лишь краем зацепил. Поэтому опыт накапливаешь и постоянно вписываешь в резюме. Надо, чтобы резюме росло. Раз в месяц надо записывать свои достижения. Можно планировать какой-то опыт, то есть заранее посмотреть, чего не хватает, какие слабые моменты есть в резюме. Может какой-то проект возглавить. Пускай небольшой, людей в подчинение взять на этот проект. Основная проблема, а работы всегда много — это кто будет делать, за это отвечать? Такое в любом бизнесе, начиная от мелкого, заканчивая крупным. Вписываешь в резюме, что у тебя есть реальный опыт, ты понимаешь, о чем говоришь. Это будет не по бумажке видно, а по общению с тобой. Достаточно 10-15 минут с тобой пообщаться по этому вопросу и станет видно, ты это делал сам или нет. В реальности твой рабочий день всего лишь несколько часов. Все остальное — это ерунда, от которой проку никакого.

Начальник не воспримет такую помощь, как угрозу себе, так как зависит от того, как ты с ним общаешься. Надо доверие создать, себя проявить. В чем особенность российских и иностранных компаний? Когда приходишь в иностранную компанию или в филиал, там тебя сразу считают профессионалом, специалистом. Если ты сказал, что это умеешь, значит умеешь. Доверие изначально дается человеку. Только потом его можно потерять в процессе работы. В российских компаниях менталитет другой. Ты сначала должен доказать, заслужить, себя показать. То есть сначала тебя проверят. В иностранных по-другому — ты специалист, знаешь, делай, скажи, что потребуется, мы тебе поможем, выделим какие-то ресурсы.

В крупных компаниях, где сотни, тысячи сотрудников, большое значение играет политика. Когда свой человек на какой-то позиции — это плюс. Если у тебя начальник амбициозный, который пробивается вверх по структуре — это замечательно. Ты помогаешь ему, прикрываешь. Он активно продвигается, и ты садишься на позиции за ним. То есть он сразу тебя будет рекомендовать на свою позицию, когда будет двигаться выше. Часто это используется в разных компаниях. Ты автоматически больше информации будешь получать и опыта. Тебя сверху будут прикрывать — это существенный плюс.

Если ты получал отказы по работе, что у тебя большой опыт, значит недооцениваешь себя, смотришь низкие вакансии. Есть вакансия – это курьер. Если придет на это место человек с резюме, что был директором, он не нужен. Он будет плохим курьером. То есть надо смотреть вакансии повыше. Чтобы не уволили, тебя должно знать начальство. Когда структура большая, начальство всех не помнит по именам. В лицо не знает, кто этот сотрудник, из какого отдела, чем занимается. Надо понимать, что у топ-менеджмента много своих задач. Кто этот сотрудник, им неинтересно. Но если тебя помнит начальство — это всегда плюс. Поэтому не прячься от начальства — это важный момент. Во-первых, выделяйся внешне, по одежде, как держишься. Активно с ними здороваешься, приветствуешь. Потому что большинство наемных сотрудников стараются начальника избежать, чтобы не здороваться и не общаться. А у тебя задача — это активно начальника приветствовать, смотреть ему в глаза. Такие люди сразу запоминаются. Могу привести пример из моей второй наемной работе. Это был крупный департамент по продажам, работа с корпоративными клиентами. У меня был непосредственный начальник, а у него выше начальник департамента. Мой начальник просто одевался. Костюмы надевал только на крупные мероприятия. Я ходил на работу в костюме, брюки, рубашки, то есть одевался, как директор департамента. С прямым руководителем я быстро поладил, сразу вошел в первые сотрудники. Мне доверяли самые сложные продажи, крупные по деньгам, что реально приносит деньги. Больше платили, премии были больше. Я вскользь узнавал, что другим платят. На совещаниях меня никогда за ошибки не ругали. Если кричали на других за ошибки на совещаниях еженедельных, то на меня ни разу голос не повышали, даже когда были реально мои ошибки. Видно было, что я накосячил. В спокойном тоне это обсуждалось, но голос не повышался. То есть попытки большего давления на меня не было.

Вам понравиться